therese_phil (therese_phil) wrote,
therese_phil
therese_phil

Categories:

Грамотеет с наганами (Казусы 1937 - 1)

Подбирала надысь докладабельный материал о юбилее П-на 1937 г. – в связи со сталинскими играми с русской/советской национальной идеей (с внятного оформления идеологемы «П-н – общенациональный гений» и началась, собственно, реконструкция национального пантеона в конце 1930-х гг.). Апологетических манифестаций – выше крыши (кстати, очень порадовалась книге покойного Ю.А.Молока), а вот охранительные, оказалось, документированы мало. Известная история со Святополком-Мирским, возня вокруг ПСС (Оксман etc.), критика Пастернака, вот почти и все, что есть на памяти. Зудит, что было у меня что-то в архивных кучах – записка НКВДшная что ли, либо ЦКовская. Роюсь в папках – там, где надо, нету, значит каюк. Лезу вяло на Яндекс, чтоб хоть что-то надыбать и, с третьего запроса, – нашлась, родная… Тиснул ее таки один родственно не чуждый малец, к-рому в свое время сама же и показала бумажки. На ходу подметки рвут! Копия была немедленно изъята и водворена на место, а ниже см. ее воспроизведение (на первую, неисправную публикацию не ссылаюсь – в педагогических целях).

СЕКРЕТАРЮ Ц.К. В.К.П.(б) –
товарищу С Т А Л И Н У .

Произведенным расследованием о выпуске трестом школьных и письменных принадлежностей Наркомместпрома РСФСР ученических тетрадей с обложками, в которых имеются контр-революционные искажения, установлено:

1. Художники СМОРОДКИН и МАЛЕВИЧ, выполняя штриховые рисунки с репродукций картин художников ВАСНЕЦОВА, КРАМСКОГО, РЕПИНА и АЙВАЗОВСКОГО, умышленно внесли в эти рисунки изменения, что привело к контр-революционному искажению рисунков, а именно:
а) в рисунке с картины ВАСНЕЦОВА "Песнь о вещем Олеге" СМОРОДКИН нанес изменения рисунка колец на ножке меча и рисунка ремешков обуви Олега. В результате получился контр-революционный лозунг - "Долой ВКП";
б) при изготовлении штрихового рисунка с картины РЕПИНА и АЙВАЗОВСКОГО "Пушкин у моря" на лице ПУШКИНА СМОРОДКИНЫМ нарисована свастика;
в) штриховой рисунок с картины художника КРАМСКОГО "Улукоморья дуб зеленый" делал художник МАЛЕВИЧ, который у войнов, лежащих на земле, нарисовал красноармейские шлемы и произвольно изобразил вместо четырех войнов – 6;
г) свастика на безымянном пальце ПУШКИНА, в рисунке с картины художника ТРОПИНИНА "Портрет ПУШКИНА" нанесена уже при печатании в типо-литографии "Рабочая Пенза" на готовое клише;

2. Не смотря на явное контр-революционное искажение в рисунках, они все же были одобрены к печати ВОЛИНЫМ и были завизированы уполномоченным Главлита БУДАНОВЫМ.

3. Клише изготовлялись в цинкографии "Правда" и разосланы 12-ти типографиям Наркомместпрома и 4-м бумажным фабрикам Наркомлеса.

4. Печатание обложек с этими клише производили с февраля по сентябрь 1937 года. Общий тираж выпуска составляет около 200 миллионов тетрадей (в этот тираж входит вся серия тетрадей, выпущенных к пушкинскому юбилею).

Наши мероприятия:

1. Из всех типографий, печатавших тетрадные обложки с контр-революционными искажениями, изымается клише.
2. Арестовываем основного виновника контр-революционных искажений СМОРОДКИНА Михаила Павловича, 1908 г. рождения, беспартийного.
3. Пензенский Горотдел проводит расследование по типо-литографии "Рабочая Пенза".

В силу того, что по сообщениям ряда УНКВД имеются в продаже такие тетради (в миллионах экземпляров) просим разрешить вопрос о дальнейшей продажи тетрадей, имеющих обложки с контр-революционными искажениями.

ЗАМ. НАРОДНОГО КОМИССАРА
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СОЮЗА ССР - (БЕЛЬСКИЙ)

« » декабря 1937 г.


ЦА ФСБ. Ф. 3. ОП. 4. Д. 79. Л. 380–382.
Машинопись с карандашной правкой. Б/№, б/д. На первой странице слева вверху резолюция чернилами, сделанная делопроизводителем (?) Секретариата НКВД: Не пошло

Из последней пометки, вроде бы, следует, что до Сталина дело не дошло и изымать тетрадки, тем самым, не стали. И вдруг вижу ссылку на роман Г.Бакланова «Июль 41 года», где есть эпизод с изъятием тетрадочного «Олега» – и комментарий М.Холмогорова в Воплях:

В романе Г. Бакланова «Июль 41 года» юный герой Андрей Щербатов, еще школьник, в запальчивом энтузиазме рассказывает отцу: « Да если хочешь знать, у нас сегодня в школе у всех отобрали тетрадки с Вещим Олегом! Оказывается, если перевернуть тетрадку вниз головой, так из шпор получается фашистский знак. И другую тетрадку тоже отобрали. Где Пушкин! Там позади него полки с книгами. Так из книг можно составить «Гитлер»! Я сам проверял!..Глаза Андрея блестели».

Эпизод невымышленный и писался, видимо, по точной эмоциональной памяти с собственного отроческого детективного восторга, испытанного в провинциальном Воронеже осенью 1937 года. А тем временем в Москве за эти самые юбилейные пушкинские тетрадки посадили друзей нашей семьи, двух художников из Учпедгиза Петра Малевича и Михаила Смородкина, предъявив им именно это бредовое обвинение. И срок дали нешуточный. По счастью, сохранились клише тех крамольных гравюр: как их ни верти, ни переворачивай никакого фашистского знака, ни Гитлера не составляется.

Жена Малевича Екатерина Васильевна бросилась на защиту мужа и его друга, исходила с этими клише (не выпуская их из рук!) десятки коридоров и кабинетов. Доказала. Мужа освободили через год после ареста, вызволив из воркутинских лагерей. Но школьники этого не знали, они покорно сдавали на уничтожение неповинные тетрадки, напоследок поискав крамолу, а потом ушли на войну и погибали, так и убежденные, что не зря их тогда отобрали. (М. Холмогоров. Воины и мародеры. Заметки о прозе Г. Бакланова // "Вопросы литературы", №1, 1997. http://magazines.russ.ru/voplit/1997/1/holmog.html)


Значит, все-таки, дошло до Вождя, догадался Штирлиц. Или на более низком уровне сработали? Неужто в архив идти?

P.S. Продолжение сюжета: http://therese-phil.livejournal.com/20501.html
И еще на близкие темы: http://stalinism.narod.ru/vieux/agentura/vinokur.htm

UPD 2010:
Некоторые сведения о героях этой истории (по интернет-источникам):

Петр Харитонович Малевич, род. 1904, художник, работал в издательстве "Сельхозгиз", жил по адресу: Москва, Библиотечная ул., 7, кв. 8. Арестован в 1938. Дело П-47226

Михаил Павлович Смородкин, род. в 1908, выпускник ВХУТЕМАСа (1933 или ранее), в 1937 – художник изд-ва "Сельхозгиз", арестован в 1938, попал на Колыму, в 1946 в ссылке в Бийске, художник местного драм. театра; в 1955 – гл. художник Гос. Русского драматического театра им. Ленинского комсомола Белоруссии; с 1957 – гл. художник Калининградского обл. драм. театра; в 1950-60-е выставляется на выставках местного отделения Союза Художников. В 1998 в Калининграде отмечается 90 лет со дня его рождения (возможно, был еще жив).
Tags: идеология и пропаганда, репрессии в СССР, филология и вокруг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 41 comments